Обслуживание сервера — это комплекс мер, направленных на обеспечение безотказной работы сервисов, которые работают на данном сервере, а также увеличение срока службы серверного оборудования. Для поддержания бесперебойной работы или минимизации сбоев необходимо выполнить работы, по крайней мере, в двух направлениях — поддержка работоспособности аппаратной части и безошибочной работы программного обеспечения (ПО).
необходимо каждому серверу поэтому для обеспечения безотказной работы сервисов, работающих на данном сервере, нужен комплекс мер обеспечивающих данные требования. Также срок службы серверного оборудования увеличивается а затраты на обслуживание снижаются. Для минимизации сбоев и бесперебойной работы оборудования следует произвести работы как по софтовой (программное обеспечение) так и по железной(оборудование сервера) части.

1. Техническое обслуживание оборудования

Серверное оборудование в стойке

Серверное оборудование в стойке

Для поддержки безотказной работы вашего оборудования необходимо учесть несколько факторов:

 

  1. Электропитание. Для сервера очень важно иметь стабильное питание в сети 220В Поэтому нужно  убедиться что важные сервера имеют в наличии источник бесперебойного питания (ИБП). Также  проверьте  уровнень заряда  аккумулятора вашего ИБП. Для серверов лучше всего использовать источники бесперебойного питания с подключением через usb к компьютеру что позволит в случае отключения питания — автоматически выключить сервер.
  2. Пыль.   Пыль являются одной из причин выхода оборудования из строя. Она ухудшает отвод тепла, может являтся причиной замыкания на плате. Поэтому рекомендуется производить переодическую продувку серверов, это можно делать с помощью балончиков с сжатым воздухом или компрессором. Кулеры на процессоре требуют не только тщательной продувки, но и смены теромасты.
  3. Индикация. При аппаратных сбоях можно в некоторых случаях световую индикацию. Например жесткие диски в сервере сконфигурированы в raid1. —Raid1 это когда один диск полностью копирует второй — зеркало. В случае выхода из строя одного диска на втором остается информация. При замене вышедшего из строя диска на новый  происходит так называемый rebuild или восстановление информации на новый диск-зеркалирование.— Световая индикация красным будет показывать выход одного из дисков из строя. Что требует замены его на новый. Важно вовремя диагностировать проблему и вовремя заменить вышедшее из строя оборудование, во избежания сбоя оборудования или потери данных. Световая индикация позволяет диагностировать многие проблемы на сервере.
  4. Серверное помещение. Для качественной и бесперебойной  работы серверного оборудования в помещении необходимо разместить кондиционер или хотя бы иметь хорошую вентиляцию, если у вас небольшая серверная. Комфортной температурой для оборудования является 17-20С.

2. Обслуживание программного обеспечения

Человек с ноутбуком в серверной

  1. Установка обновлений.
  2. Обновления -это программное обеспечение обновляющее основные компоненты операционной системы, или обновления стороннего ПО такого например как 1С, системы видеонаблюдения, СКУД, и прочих программ. Обновления исправляют ошибки программного обеспечения и вносят новый или расширенный функционал. Перед обновлением системы во избежание риска неработоспособности ОС,  нужно производить обновления на тестовом сервере и только потом на рабочем. Или перед обновление операционной системы сделать полный бекап системного диска.
  3. Проверка безопасности.
  4. Для  операционной системы и  другого по выходят обновления или патчи безопасности. Необходимо проверять выход обновлений безопасности, не реже чем раз в неделю. Также необходимо проверять обновляется ли антивирус и производить проверку диска. Или настроить проверку сервера на антивирусы на выходной день ночью. И получать отчет по автоматическому сканированию диска на почту..
  5. Чтение системных журналов (логов). Самый лучший способ устранить проблему — не допустить ее. С помощью журналов можно отследить все ошибки и предупреждения, которые происходят в системе и предотвратить серьезные последствия. Необходимо обратить особое внимание на системные логи и сообщения критически важных приложений.
  6. Выполнение оптимизации. Во время обслуживания сервера, необходимо просматривать счетчики производительности для поиска процессов, которые перегружают систему. Также необходимо чистить систему от временных файлов, выполнять дефрагментацию диска и его логическую проверку.
  7. Проверка состояния жестких дисков. Дисковые накопители, по двум причинам, являются одним из важнейших объектов проверки — во-первых, на них самое ценное — данные, во-вторых, они часто выходят из строя. Необходимо проверять состояние поверхности диска с помощью специализированных утилит, например HD Tune.

Windows и Linux — в чем разница поддержки

Как правило, принципиальных различий в обслуживании серверов на базе Windows и Linux нет. Отличаются только команды, инструменты и их внешний вид. В Windows больше работаем мышкой, в Linux — клавиатурой.

Вот небольшой список различий, на которые стоит обратить внимание:

  • Linux нужно реже перезагружать после установки обновлений. Это важно учитывать для Windows и обновлять систему в нерабочее время.
  • Системы на базе Linux меньше подвержены вирусным атакам и взломам. Однако не стоит расслабляться — вирусы все-таки есть и предусмотреть это стоит. Таким образом, не стоит исключать из регламента антивирусную проверку — просто в системах Windows это нужно делать почаще.

3. Как принять в обслуживание сервер

Процесс передачи сервера

В независимости, передал ли сервер другой специалист или Вы его видите впервые, действия должны быть следующие:

  1. Для доступа к системе получаем логин и пароль и меняем последний. Также не лишним будет сменить пароли всем учетным записям с привилегиями администратора. Если данных для авторизации нет, необходимо выполнить сброс пароля.
  2. Выполняем аудит ранее установленного программного обеспечения. Если обнаружено ПО для удаленного управления, удаляем или меняем данные для аутентификации.
  3. Проверяем планировщик заданий (в Windows) и cron (в системах на базе UNIX). Изучаем, что именно запускается и отключаем все лишнее и противоречащее безопасности.
  4. Выполняем действия по обслуживанию аппаратной и программной частей, описанные в данной инструкции выше (1-й, 2-й пункты).

4. Мониторинг и резервное копирование

Мониторинг и проверка резервных копий

Две неотъемлемые составляющие профессионального подхода к обслуживанию серверов.

Мониторинг

Рекомендуется использовать выделенную систему мониторинга, при использовании 10 серверов и более.

В первую очередь, необходимо мониторить сетевую доступность оборудования. Если мониторинг позволяет, также стоит проверять статусы служб, коды ответов на запросы, наличие свободного дискового пространства.

Резервное копирование

В рамках периодического обслуживания сервера, важно проверять своевременное создание резервных копий, но что важнее — возможность восстановить из них данные.

5. Составление регламента

Регламент по обслуживанию серверов

Для профессионального обслуживания серверного оборудования, необходимо заранее оговорить порядок проведения работ, другими словами — составить регламент. Он должен включать перечень выполняемых операций и частоту их выполнения. Также, в документе можно прописать скорость реагирования на возникающие проблемы.

Пример регламента для обслуживания серверов

Описание работ Периодичность
Тестирование ИБП 2 раза в год
Чистка от пыли 2 раза в год
Проверка состояния (индикации) 1 раз в месяц
Проверка серверного помещения 1 раз в месяц
Проверка обновлений безопасности 1 раз в неделю
Проверка обновлений системы и программного обеспечения 1 раз в месяц
Чтение журналов системы 1 раз в месяц
Чистка диска от временных данных 2 раза в месяц
Выполнение дефрагментации накопителей 4 раза в год
Проверка целостности дисковой системы 1 раз в квартал

6. Удаленное обслуживание

Удаленная поддержка и обслуживание сервера

При таком варианте поддержки не получится выполнить задачи 1-о пункта. В таком случае есть три варианта:

  1. Заказчик обслуживает оборудование собственными силами.
  2. Исполнитель организовывает командировки.
  3. Исполнитель находит подрядчика для выполнения работ по обслуживанию оборудования.